воскресенье, 27 января 2008 г.

Горький, "Мать"

Единственное что я знал о произведении на тот момент, когда сел читать — это высказывание одного персонажа с форума: «Мать можно сазу выкунить в урну,партия сказала надо агидку,Горький написал» (приведена дословно).Но из уважения к автору я посмел усомниться в в этих словах, все -таки Горький это не чтиво.
Итак, начнем, но сюжет будем трогать по минимуму. Первые главы нам повествуют о жизни, показывая «откуда растут ноги», о жизни и условиях жизни простых рабочих, рабочих завода. Эти мутные будни, пьяные праздники, жизнь под палкой и клеймом «рабочий». Тогда я еще не понимал к чему все это было сказано... Дальше Горький, минуя галопом эту часть, знакомит нас с одной из рабочих семей, которая хоть чем-то, но выделяется. В этом же месте и заканчивается введение, с новой жизни и нового Человека продолжается рассказ. За развитием этой жизни мы наблюдаем вместе, а иногда и ее глазами — глазами матери, матери обычного, вроде бы, мальчика Павла Власова.
Мальчик мужает, умнеет и становится юношей. Со всеми присущими юности и молодости атрибутами: сила, энергичность, максимализм, стремление к лидерству, целеустремленность. Но в противовес ставятся ум и мудрость не по годам, твердость. По моему в Павле Горький хотел дать изображение всех основных вершителей будущей революции и приписать им именно эти качества. Однако, в хорошей сказке всегда есть антипод. И он есть и здесь. Правда, характеристику и описание Горький дает в самом конце произведения, хотя что-то уже видно по ходу повествования. Это властные, но больные своей властью люди, уставшие от всего, обрюзгшие, бездушно-бесцельные аморфные вершители судеб — судьи. Это и глупые, жалкие, жадные, подлые и смешные «шпионы» в купе с хитрыми, безжалостными и бесчестными жандармами. Не много ли «без(-с)» использовано? ИМХО, достаточно, что бы создать образ «уставшей» от своего состояния России, ненужности царя и дворянства, никчемности власти.
Говоря о персоналиях, стоит кроме Власова отметить и других участников действия. Все они, почти, проходят через призму «материнского» взгляда, кто-то выглядит ярче, кто-то умнее, кто-то спокойнее, кто-то сильнее, кто-то моложе, но всех готова полюбить мать, всех. На протяжении рассказа все становятся ей родными. Все имеют лицо и, наверно, даже харизму.
Так рисует положение дел художник Горький. Глазами «матери». Готовой любить. Начавшей новую жизнь вместе со своими сыном. Нашедшей свой путь в жизни.
Само произведение построено на 3 законах диалектики, в этом легко убедиться, просто прочитав его. Но можно и не читая, достаточно знать основную идею — единство и борьба противоположностей, борьба старого и нового мира, старого и нового строя, да что там говорить, просто старого и нового.
Я не литературовед, чтобы искать обороты, удачные моменты, отличные пейзажи и дизайны, детальные всеохватывающие портреты. Я не критик, чтобы искать минус. Я читатель, чтобы искать плюсы. Это достойное произведение, достойное того, чтобы его читали, обсуждали, спорили о нем, делились впечатлениями о нем. Достойно оно, не потому что написано красиво и понятно изложено. А потому, что трогает чувства, рождает гнев и любовь, откликается в сердце, оставляет «засечку». Да это агитка, но не коим образом не надо в урну.
Я долго думал, как закончить свои впечатления о произведении, решил вот так. Плюсадын, аффтар жжет, тема «матери» раскрыта, адназначна зачот.

З.Ы. Справедливости ради, хочется отметить некоторые сходства и зависть. Я никогда не считал себя одним из «всех», считал что я в стороне от «всех», как Павел. Кто знает...? теперь я, правда, в этом сомневаюсь (: А что по поводу зависти? Да, я ему завидую, он живет идеей и ради нее, а что же я? Где моя идея? И вершитель ли я своей жизни? Но об этом позже...
З.З.Ы. Вот еще что, тут приведена цитатка из произведения, которая больше всего нашла отклик во мне http://tinman321.blogspot.com/2008/01/blog-post_25.html

Комментариев нет: