вторник, 23 сентября 2008 г.

Open Document

Есть такая нехорошая контора по стандартизации всего и вся, она грубо называется ISO. Так вот, когда-то велась война двух форматов: ODF и OOXML. Первый полностью открытый и свободный, однако еще плохо развитый, второй полуоткрытый и придуман Microsoft. И когда ODF победил - в сообществе было единодушное торжество, которое в последствие было сломлено, а доброе имя ISO очернило само себя, введя абсурдный, казалось бы, двойной стандарт. И вправду, проприетарный OOXML был нагло пропихнут в комиссию, и в последствие принят. Я как и многие другие был несколько огорчен сложившимся положением.

Идем дальше, здесь я расскажу, что OpenOffice.org, первый офисный пакет, который стал использовать ODF в качестве основного формата имеет ряд косяков. Дано: Arch Linux 64, KDE 4.1.1 и OpenOffice.org (2.4.1 и 3.0 RC1). Вот тут и начинаются пляски, точнее мерцание и исчезание панелей, кнопок, иконок и других плазмоидов на рабочем столе. Странно, потому что в Kubuntu 8.10 такого нет. После долгих пыток и извращений, я поставил себе AbiWord. Это конечно был временный выход, меня поймут те, кто знает, что такое Writer и AbiWord. Так как OpenOffice.org стало невозможно использовать, а офисный пакет мне нужен (скорее даже не весь пакет, а просто текстовый редактор, но вменяемый текстовый редактор), то перебирая в голове альтернативы я вспомнил про KOffice, компонент KDE. Если честно, то до этого момента я видел этот "офис" в действии только пару раз, запустил - потыкал, вот и весь опыт. В репозиториях лежит версия 1.6, последняя стабильная из ветки KDE 3.5, ее то я и поставил.

Впечатления, которые произвел KWord при первом знакомстве смешанные. Первое, это то, что он в разы быстрей запустился и работал, чем пресловутый OpenOffice.org. Я конечно и раньше понимал, что скорость работы OOo "не фонтан", но и предположить не мог, что настолько все плохо. Отрицательной же стороной знакомства стало неприятие стандартного интерфейса, мне нужно было срочно что-то напечатать, а не тут то было: стандартные панельки совсем не те, что я привык видеть. Пришлось опять отложить подробное знакомство с KWord до "лучших" времен. Стоит отметить, что "подробное знакомство" не предполагает сидения и разбирания возможностей редактора, "подробное знакомство" предполагает, что я делаю полноценную работу, попутно разбираясь в возможностях, настройках и их расположении. Через пару дней я вполне себе приспособился, нашел нужные мне вещи, стал работать и настроил продукт под себя. Очень радует скорость работы, а также интеграция во всем пакете, хоть я ей почти и не пользуюсь.

А теперь собственно, помоноложничаем о теме данного поста, а именно об открытом документе. В KOffice по умолчанию также используется ODF (но не во всех приложениях), как и в OOo, это кстати одна из причин, почему KWord прижился. Стояла у меня задача, создать текст без сложного форматирования, плюс вставить в него несколько картинок, все содержание должно быть умещено на одной странице, а затем экспортировано в PDF. Это кстати, тоже стандарт ISO. Когда работа была выполнена в KWord, я ненароком решил открыть и посмотреть, как выглядеть будет документ в OOo Writer (2.4.1). Результаты оказались неудовлетворительными, даже такое несложное форматирование, с заданием специальных границ не удалось отобразить правильно в обоих редакторах. Если выравниваешь в одном - в другом все сбивается. То есть даже открытый документ работает в открытых редакторах по разному. Может быть конечно это и случайность, но вот еще пример.

Прислали плакат в формате ODG (Open Document for Graphics), который поддерживается OOo и KOffice. Но ни там, ни там он правильно не заработал, в первом случае не оказалось нужных шрифтов в системе - форматирование съехало, во втором был конкретный конфуз. ODG открылся в Karbon, однако ни изображения на фоне, ни текста не было. Вообще ничего, за исключением зеленого прямоугольника в нижней части листа. Откуда он там вообще взялся - понятия не имею.

Ну вот, а вы говорите Открытые Стандарты... Расти еще надо...

Post Scriptum: вторая версия KOffice претерпевает серьезную переработку, что может из него сделать достойного конкурента OOo, хотя бы потому, что как и OpenOffice.org станет кроссплатформенным.

Комментариев нет: